Обзор мошеннической активности в России
"Ингосстрах" и Национальный агентство финансовых исследований (НАФИ) провели исследование, чтобы определить уровень роста мошеннической активности за последние три года и выявить наиболее часто встречающиеся схемы обмана. Анализ показал, что за последний год подавляющее большинство россиян (94%) столкнулись с мошенничеством. Это означает, что в течение последних трех лет количество людей, ставших жертвами мошенников, увеличилось на 3 процентных пункта.
Кто чаще всего становится жертвой мошенников?
Основные группы риска - это люди старше 60 лет (98%), студенты и школьники (99%), а также домохозяйки и те, кто находится в отпуске по уходу за ребенком (97%). Только 6% россиян заявили, что не сталкивались с мошенниками в течение последнего года.
Увеличение разнообразия мошеннических схем
За последние три года уровень разнообразия мошеннических схем значительно возрос. Если в 2022 году россияне в среднем сталкивались с тремя разными методами обмана, то сейчас этот показатель вырос до четырех. Средний размер ущерба от мошеннических действий составил 5 тысяч рублей.
Наиболее распространенные мошеннические схемы
Среди наиболее популярных сценариев обмана были следующие: звонки от ложных представителей "банков" или "правоохранительных органов" (73%), предложение заработать в Интернете на так называемых "инвестициях" (62%), звонки или сообщения о подтверждении или отмене банковских операций (54%), сообщения или электронные письма, содержащие вирусы или вредоносные ссылки (52%).
Различные группы риска и специфика мошеннических атак
Представители старшего поколения и работающие пенсионеры чаще сталкиваются со звонками от фиктивных "банков" или "органов". Молодые люди в возрасте 25-34 лет и те, кто в настоящее время не работает, чаще становятся жертвами мошенников, предлагающих заработать на инвестициях. Студенты и школьники чаще других получают сообщения или электронные письма, содержащие вирусы или вредоносные ссылки.
Важность финансовой безопасности и предупреждения мошенничества
"Финансовая безопасность человека влияет на его эмоциональное состояние, работоспособность и даже физическое здоровье. К сожалению, мошенничество может затронуть как пенсионера, так и молодого человека, и даже подростка. Поэтому крайне важно знать основные правила, чтобы не стать жертвой обмана: не спешить, перепроверять информацию, советоваться с близкими", - отметила Марина Тришина, директор по развитию НПФ "Социум".
"Мошенники активно адаптируются к цифровому пространству и поведенческим моделям людей, используя индивидуальные и психологически выверенные сценарии. Повышение финансовой и цифровой грамотности, а также системное предупреждение - это ключ к снижению потерь. Финансовые организации и компании из других сфер должны уделять внимание информированию клиентов о рисках, о типичных признаках мошенничества и регулярно напоминать о правилах безопасного поведения. Это может предотвратить реальные финансовые потери ", - добавила Гузелия Имаева, генеральный директор аналитического центра НАФИ.